О формах устройства детей в семью
 

Управление образования администрации Аскизского района

 Версия для слабовидящих

О формах устройства детей в семью

 

 

 

 

 

Формы устройства детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

УСЫНОВЛЕНИЕ

 

       

Усыновление (удочерение) – приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Последствием усыновления является возникновение семейных связей между ребенком и усыновителем со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

 

 

Преимущества усыновления:

 

u    После усыновления ребенок становится полноценным членом семьи;

u    Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителей, поменять имя, дату и место рождения;

u    Законом закрепляются родственные отношения и право наследования;

u    Выплачивается единовременное пособие при усыновлении ребенка.

 

ОПЕКА  (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО)

 


 Принятие в  семью ребенка  на правах воспитуемого (до исполнения ему 18 лет (до 14-летнего возраста-опека, с 14 до 18 лет-попечительство) в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Осуществляется безвозмездно.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка.

Преимущества опеки (попечительства).

 

u    ежемесячно выплачиваются средства на содержание подопечного ребенка;

u    за ребенком сохраняется право на алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации;

u    сохранение права на закрепленное жилое помещение или гарантия его предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения;

u    органы опеки и попечительства оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.

u    опекуны (попечители), воспитывающие трех и более детей (включая родных), имеют право на льготы,  установленные для многодетных семей.

u    при принятии ребенка в семью опекуну (попечителю) выплачивается единовременное пособие

 

 

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

 

 

 

 

Приемная семья, как форма устройства детей-сирот в семью, отличается от безвозмездной опеки тем, что приемный родитель на основании договора о передаче ребенка в приемную семью, получает денежное вознаграждение. Договор носит  гражданско-правовой характер.   

 

 

Готов ли я стать родителем?

 

Бесспорно, что воспитание  чужого ребенка, сопряжено с большим (по сравнению, с кровным)  количеством трудностей, предъявляя к кандидатам в приемные родители определенные требования.

 

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

 

1.  лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2.  лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3. отстраненных от обязанностей опекунов (попечителей) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

4.  бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

5. лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.

6. наличие у кандидатов постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;

7. отсутствие у кандидатов в приемные родители судимости за умышленное преступление.

 

Наряду с названными критериями следует также учитывать и воспитательные возможности семьи, которые выступают психологическими критериями подбора приемной семьи.

Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей показывает, успешность воспитания определяется такими факторами, как:

v личностные качества родителей;

v внутрисемейные взаимоотношения;

v воспитательные установки родителей.

Личностные качества родителей

 

Наличие у родителей, таких качеств, как сензитивность (повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу) и гиперсоциализация (заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов) приводит к развитию у ребенка невроза. 

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как: эмпатичность (способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать), открытость, эмоциональность,  коммуникативность, альтруистичность (качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь), уравновешенность, гибкость (позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации), уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Внутрисемейные взаимоотношения – они являются еще одним фактором, влияющим на личностное развитие ребенка. Человеческие отношения многократно повторяясь, становятся характерными для личности,  т.е. превращаются в черты  характера. Они также могут явиться   источником невроза.

 

Выделяют следующие особенности отношений в семьях, имеющих детей с неврозом:

v построение отношений в браке по типу невротически мотивированного взаимодополнения при реальном контрасте черт характера супругов;

v личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них;

v инверсия супружеских и родительских ролей;

v тревожная эмоциональная атмосфера в семье;

v повышенная эмоциональная возбудимость и непродуктивные напряжения в процессе общения в семье;

v  использование одного из членов семьи в роли «козла отпущения».

 

Не менее важным критерием подбора приемной семьи являются также мотивы, которыми руководствуются семьи, принимая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

Риск первый: родителям не хватает компетенций

Проще говоря – это непонимание, почему ребенок себя, так или иначе ведет и как на это реагировать.

Бывают люди, не готовые или не способные учиться, им нельзя помочь. Нередко от опеки отказываются бабушки, оформившие ее над внуками после лишения детей родительских прав. Когда дело доходит до подростковых кризисов, бабушки не знают, что делать, и уже не готовы перестраиваться, усваивая новые представления о воспитании.

Помощь специалиста будет эффективной только в том случае, если родитель тоже будет потихоньку обрастать знаниями, а с ними и пониманием, что происходит с их ребенком, почему и что нужно делать.

«Если им не до компетенций, то мы станем их ресурсом»

Если приемная семья так истощена, что им не до освоения новых компетенций, (например, в семье есть ребенок инвалид, требующий постоянного внимания и лечения). Специалисты становятся их ресурсом. Родители получают новую стратегию взаимодействия с ребенком.

«Родители просто не знают, что делать, причем уже долго не знают, а также испытывают давление социальных институтов. На фоне нехватки ресурсов у них наступает истощение. Однако это перспективная ситуация, когда можно помочь».

Риск второй – возрастные кризисы приемного ребенка

С подростками тяжело всегда, даже если с любовью и формированием привязанности у них все нормально. Это время, когда с ними даже должно быть тяжело: молодой человек формируется с помощью протеста, это «сепарация», отделение детей от родителей. Если подростковый кризис смазан, это значит, что он «догонит» человека в 30 лет. Кризис может казаться невыносимым, но чем он интенсивнее, тем короче, если это может утешить приемных родителей.

Подросток, как и все дети, нуждается в зоне свободы (зоне уважения) и в зоне безопасности (нужен сильный взрослый рядом, который не пытается стать для ребенка другом, не возлагает на него ответственности за равноправные отношения).

Кровные родственники как фактор риска

Кровные родители ребенка могут активизироваться в моменты, когда кто-то из них выходит из тюрьмы; могут появляться на пороге без предупреждения и пьяными. Они могут требовать отчета об условиях, в которых живет ребенок, или настраивать его против приемных родителей.

Несмотря на то, что ситуация не бывает неожиданной для приемных родителей (их предупреждают), часто ресурсов семьи не хватает, и они отказываются от опеки.

Риск четвертый: меняется структура семьи

Изменение структуры семьи – развод, смерть одного из членов семьи, появление нового ребенка – стресс для любой семьи, в том числе такой, где приемных детей нет. Перестраивается вся система взаимоотношений. Бывает, что супруг может понять, что не справляется с приемным ребенком, после смерти второй половинки, либо ребенок сам начнет реагировать на стресс так, словно мечтает оказаться в детском доме.

По наблюдениям специалистов, есть семьи, где в ответ на любую проблему с уже имеющимися детьми берут нового ребенка. Хотя сначала лучше наладить ситуацию с уже взятыми. В итоге у семьи не хватает ресурса на всех детей.

 

 

Риск пятый: неоправданные ожидания и роли

Пожалуй, очевидно: если приемного ребенка берут, переживая горе по умершему кровному, или возлагая на него некие надежды (не обязательно огромные, ребенок не обязан оправдывать вообще никакие) – это рискованная ситуация.

Например, если ребенка берут взамен умершего, приемный сначала помогает пережить горе, а затем попадает в ситуацию обвинения за то, что он живет, а родного ребенка нет на свете.

Однако случается то, что называется «партнерским замещением», ребенка берут не как ребенка, а как друга или товарища. Например, сравнительно молодая мама берет в опеку подростка и не ждет, что он станет ей сыном, а хочет стать ему другом.

Дружба означает равенство и ответственность двух сторон. Он будет вас испытывать, бесконечно провоцировать, устраивать истерики “любишь - не любишь”. Попытка выстроить партнерские отношения обречена на провал».

Бывает «несовпадение языков любви»: ребенок выражает привязанность не теми способами, которых ожидают родители.

Риск шестой: «в нашей семье такого быть не может»

Бывает, что родители относятся к поступкам ребенка (каким-то словам или, например, воровству) как к разрушающим базовые ценности семьи (сам ребенок ничего разрушить не может, это вопрос отношения – в другой семье те же поступки не вызвали бы такой острой реакции).

Дело не в воровстве как таковом, а в реакции родителей.

Седьмой риск: родители-травматики

Многие дети получают психологические травмы в детском возрасте. Риск, что травматики окажутся среди приемных родителей, не ниже, чем что они окажутся среди любой выборки людей. В таком случае важно, чтобы помогающие специалисты вовремя распознали родительскую травму и при угрозе возврата в детский дом работали не столько с ребенком, сколько со взрослыми.

 
Дата последнего обновления страницы 17.01.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»